Наталья
Литвинова

8(925) 122-555-7

Вокруг школы

Сколько вечеров родители проводят за школьными уроками своих детей? Сколько ссор и скандалов возникает в семье на этой почве? Кому из родителей не хочется, чтобы ребенок сам выполнял домашние задания, собирал портфель, садился за уроки без напоминаний и «приносил хорошие оценки»?! Но у многих родителей так и не получается добиться самостоятельности в этом вопросе и они продолжают контролировать уроки ребенка. Некоторые заходят еще дальше: ходят в школу, узнают домашние задания, разговаривают с учителями, упрашивая их повысить оценку. Получается, что жизнь родителей вращается вокруг школьных проблем ребенка.

Что же делать? Первое,

и самое важное, что нужно понять родителям, что учеба – это полностью ответственность ребенка. Чем больше родители будут контролировать, напоминать про уроки, тем меньше шансов на то, что ребенок начнет выполнять задания сам. Конечно, родители могут помогать ребенку в трудных заданиях, ребенку важно знать, что он может рассчитывать на помощь, однако, разовое включение и постоянный контроль – совсем разные вещи. Если ребенок не понимает что-то, родитель может объяснить трудный материал, но это должно занимать несколько минут. Как только ребенок понял, что делать, родитель должен оставлять ребенка одного. Учеба – это обязанность ребенка, и родители не должны вмешиваться в приготовление домашних заданий.

Второе,

на что стоит обратить внимание, это частота и качество совместного времяпровождения ребенка с родителями. Часто родители, приходя домой сразу начинает спрашивать ребенка: «что задали?», «почему не сделал?» и др. Таким образом, получается, что взаимодействие родителей и ребенка строится вокруг учебы. А если убрать школьные проблемы, что останется? Очень часто бывает, что родители не играют с детьми, не проявляют интерес к увлечениям ребенка, да и в целом проводят мало времени вместе. Получается, что у ребенка остается только единственный способ провести время с родителем – за совместным выполнением домашнего задания. Да, это время не окрашено приятными эмоциями. Однако, самое страшное для ребенка – отсутствие внимания со стороны родителя, поэтому в выборе между полным невниманием или ссорой, ребенок всегда выберет ссору.Родителям необходимо каждый день хотя бы 20-30 минут уделять своему ребенку, независимо от оценок и выполненного домашнего задания. Когда у ребенка сформируется четкое ощущение, что общение с родителями будет каждый день, тогда необходимость получать внимание с помощью уроков отпадет сама собой.

Третьим

важным моментом является реальное отсутствие возможности у ребенка выполнить задание самостоятельно. Каждый раз, когда родитель начинает контролировать или включаться в выполнение домашнего задания, он дает ребенку сообщение о том, что он не справится самостоятельно, это приводит к тому, что ребенок перестает верить в свои силы и даже пытаться что-либо сделать без участия мамы или папы. Если родители хотят, чтобы ребенок начал собирать портфель самостоятельно, им следует прекратить делать это за него. Получается, что желая сформировать самостоятельность у ребенка, родители ведут себя таким образом, что лишают его возможности эту самостоятельность проявить. Никто из нас не будет что-либо делать, если у него есть уверенность, что это сделает другой человек. Конечно, ребенок, который привык, что за него собирают портфель, не будет бороться с мамой за право сделать это самому. Ему вполне удобно, что эту функцию выполняют другие.

Четвертое

что необходимо помнить родителям: дети должны сталкиваться с последствиями своих действий. Если ребенок не выучил стихотворение или новые слова по английскому, он должен понести за это ответственность, в том числе возможно и в виде двойки. Оценки – это также ответственность ребенка. Конечно, все родители хотят, чтобы ребенок учился «на отлично», но если ради этого родителям приходится каждый вечер проводить за уроками, то хорошие оценки обходятся слишком дорого. Возможно, ребенок на самом деле испытывает трудности по каким-либо предметам, тогда он должен попросить родителей позаниматься с ним дополнительно или обратиться за помощью к учителю. Но инициатива в этом вопросе должна исходить от самого ребенка. Родители должны ответить себе на вопрос: «кому нужны хорошие оценки?». Если ответ – ребенку, тогда стоит предоставить ему возможность самому разобраться со школьными проблемами. Если же родитель понимает, что на самом деле хорошие оценки важны ему самому, тогда получается, что школьные проблемы по факту уже принадлежат родителю. И нужно быть готовым пройти второй раз всю школьную программу и не надеяться на то, что по волшебству в один момент ребенок одумается и начнет учиться самостоятельно «на отлично».

Пятое

трудности ребенка в школе могут быть отражением супружеских проблем. Ребенок школьными проблемами как бы обеспечивают родителям взаимодействие. Если между супругами нет открытого и прямого диалога, они избегают конфликтных тем, касающихся их отношений, то общение мужа и жены ограничивается бытовыми вопросами. Раздражение и обиды растут, супруги отдаляются друг от друга, и они живут практически параллельной жизнью. Семья теряет самое важное – эмоциональную близость. В такой ситуации «на помощь» приходит ребенок со своими школьными проблемами, которые вновь объединяют родителей: они часами могут обсуждать причину трудностей, ругать школьную систему или неусидчивость ребенка и др. Но по факту, таким образом, супруги вновь соединяются и возвращаются к близости друг к другу. Получается, что школьные проблемы ребенка обеспечивают эмоциональную жизнь его родителям.