Наталья
Литвинова

8(925) 122-555-7

Что если ребенок растет...

в постоянной критике – он учится осуждать
во враждебности – он учится агрессивности
в страхе – он учится всего бояться
окружен жалостью – он учится жалеть себя
среди насмешек – он становится застенчивым
постоянно сравнивать с другими – он учится завидовать
с чувством стыда – он учится быть всегда виноватым
в атмосфере поддержки – он учится быть уверенным в себе
в похвале – он учится быть благодарным
в атмосфере терпимости – он учится быть терпеливым
в атмосфере одобрения – он учится нравиться себе
в признании – он учится ставить цели и достигать их
в атмосфере принятия – он учится любить
в атмосфере сочувствия – он учится быть великодушным
в атмосфере доверия – он учится верить в себя и окружающих

Причины обращения

  • поведенческие и эмоциональные сложности у ребенка (непослушание, капризы, страхи, тревожные или навязчивые состояния, агрессивность, стеснительность, застенчивость, заниженная самооценка)
  • нарушение адаптации ребенка в школе и в детском саду
  • психологические травмы для ребенка – переезд, смена детского сада (школы), развод родителей, рождение другого ребенка в семье, смерть близких и т. д.)
  • заболевания и симптомы, требующие психологической помощи:нервные тики, заикание, энурез частые простудные заболевания, хронические заболевания и др.

Как разорвать порочный круг?

Появление ребенка в семье одновременно радостный и сложный период для каждой семьи. Нас никто не учит быть родителями, поэтому нередко мы испытываем трудности при взаимодействии с ребенком и, порой, не знаем, как правильно себя вести.
Я расскажу о некоторых важных принципах, которые помогут улучшить поведение ребенка и ваше с ним взаимодействие.
Наверняка, каждый из вас сталкивался с непослушанием и пробовал разные способы воздействия на него: вероятно, вы пытались договариваться с ребенком, объяснять свои требования, просили «по - хорошему», лишали любимых игр и развлечений, а иногда не выдерживали, срывались и наказывали. Правда потом испытывали вину, мирились, и снова пытались объяснять, разговаривать, убеждать…
Разговоры хороши для взрослых, детям нужны конкретные действия для того чтобы они понимали результаты своих поступков. Когда родители снова и снова пытаются в чем-либо убедить ребенка, они дают ему самое главное – свое внимание. Детям совершенно не важно, какого рода внимание получать от родителей, главное, чтобы оно было. Поэтому отсюда следует первое правило: все нежелательное поведение ребенка следует игнорировать! Частная ошибка родителей как раз и заключается в том, что они реагируют на «плохое» поведение ребенка, сами не зная, что таким образом подкрепляют его. Если ребенок ведет себя хорошо, родитель не обращает на него внимания (а зачем? ведь родителя все устраивает!), только ребенок об этом не знает. Однако, он точно знает, что если в очередной раз при маме пнет собаку, а при папе плюнет в лужу они не останутся равнодушными и наделят его тонной своего внимания. Вот так и закрепляется нежелательное поведение ребенка: родители пытаются его уменьшить, а получается только увеличить. Но все меняется, если родители начинают игнорировать «плохое» поведение ребенка. Ребенок лишается своей главной награды, и ему уже нет смысла устраивать «концерты», т.к. за них он больше не получает гонорар.
Наша задача как родителей – вырастить ребенка, а это значит, подготовить его к самостоятельной жизни в обществе. Во взрослой жизни мы часто сталкиваемся с неприятными ситуациями, огорчаемся, злимся и пр. Все это не чуждо и ребенку. Дети испытывают все те же чувства, что и взрослые, только по другим поводам. Очень важно называть чувства ребенка и принимать их. Дети не всегда могут четко осознать, что с ними происходит. Поэтому когда вы видите, что ребенок злиться, вам важно сказать ему об этом и тогда ему будет легче справиться с негодованием. Например, ребенок злиться, потому что вы ему что-то не купили. Вы говорите примерно следующее: да, я знаю, что ты хочешь эту машину, и ты на меня сейчас злишься, потому что я тебе ее не могу купить, мне жаль. Мы не выбираем, что чувствовать, а что нет. Поэтому все чувства ребенка обязательно должны быть приняты. Перестараться с принятием нельзя. Помогайте ему переживать стресс, пусть огорчается, плачет, боится, протестует. При этом, конечно, обязательно оставаться спокойным самому. Если чувствуете, что эмоции зашкаливают, необходимо сначала успокоиться самому, а только потом успокаивать ребенка. Но не путайте принятие чувств и поступков! Вы можете выражать свое недовольство и расстройство отельными поступками ребенка, но не всем ребенком в целом, иначе у него сложится ощущение, что он плохой, а не его поведение.
Еще один способ улучшить поведение ребенка – это быть ему примером.
Ребенок – «зеркало» родителей. Важно не то, чему его научили, а чему он подражает. У каждого ребенка есть некая программа «следования» за родителем. Это наследство от предков. Детеныши животных учатся через подражание, наши дети учатся таким же образом. Поэтому не стоит ждать от ребенка каких-то поступков, например, чтобы он извинялся, если вы сами этого не делаете. Бессмысленно настаивать на том, чтобы ребенок не проводил много времени за компьютером, если родители сидят перед ним часами. Также помните, что то, как родители общаются с ребенком, служит ему примером для общения с другими. В семьях, где употребляют оскорбительные выражения, не стоит удивляться, что они звучат в речи ребенка в адрес своих сверстников или учителей. По сути, данный принцип можно сформулировать так: делайте сами то, что хотите, чтобы делал ваш ребенок и не делайте того, чего не желаете, чтобы делал ваш ребенок.
Улучшить отношения родителей и детей помогут совместные игры. Игра – это язык ребенка и естественное средство его самовыражения. Каждый день родителям необходимо выделять хотя бы несколько минут на то чтобы поговорить и поиграть со своими детьми. Превращайте иногда домашние дела или прогулки в игру. Далеко не все знают, что игра для ребенка – важный элемент развития. В ней он познает мир, пытается строить взаимодействия, пробует новые роли. Очень важно, чтобы в этот момент родитель был рядом. Пока для вашего ребенка нет ничего важнее вас и ваших отношений, так пусть они будут счастливыми!

Специальная программа

Для детей от 3 до 7 лет я провожу Тренинг Детско – Родительского Взаимодействия (в среднем 12 сессий), который позволяет родителям стать более эффективными в воспитании своего ребенка. Данная программа полезна при поведенческих проблемах, гиперактивности, рассеянности, нарушении внимания; жестоком обращении с животными, лживости, тревожности и низкой самооценке. А также при различных трудностях между родителями и ребенком. Тренинг проводится индивидуально с каждой семьей.